Воздушная стрельба из подвижных стрелковых установок самолета Система Orphus

Главная > Раздел "Физика" > Полная версия


скачать
djvu/2,8M



ВСЕСОЮЗНОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
СОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ




С. Я. ИВАНОВ




ВОЗДУШНАЯ СТРЕЛЬБА

ИЗ ПОДВИЖНЫХ СТРЕЛКОВЫХ
УСТАНОВОК САМОЛЕТА










ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСАРМ • МОСКВА — 1950


 {1} 

































 {2} 

ВВЕДЕНИЕ

Наша страна является родиной авиации и воздухоплавания. Приоритет в области авиации принадлежит русским ученым и талантливым новаторам-изобретателям. Вслед за А. Ф. Можайским, создавшим первый в мире самолет, поднявшийся в воздух, талантливая плеяда русских ученых и изобретателей неутомимо трудилась над созданием и совершенствованием самолетов различных типов. В частности, в России в 1914 году был построен и первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» — летающая крепость того времени. Создавая этот самолет, русские конструкторы уже тогда, на заре авиации, предвидели, что бомбардировщику при выполнении боевых задач придется вести оборонительный воздушный бой, отражая атаки истребителей противника. Поэтому на «Илье Муромце» было установлено вначале три, а впоследствии шесть и даже восемь огневых точек, обеспечивавших сферический обстрел и надежно защищавших самолет от атак истребителей противника.

Превосходство нашего стрелково-пушечного вооружения самолетов особенно ярко проявлялось в ходе воздушных боев во время Великой Отечественной войны. Это превосходство было подготовлено русскими учеными и изобретателями как в области авиации, так и в области стрелкового вооружения и теории воздушной стрельбы.  {3} 

Русские конструкторы-изобретатели В. Г. Федоров и Н. В. Токарев уже в период 1906—1914 годов создали образцы автоматического оружия, которые показали лучшие боевые качества, чем иностранное оружие.

За два года до первой мировой войны, 15 августа 1912 года, офицерами воздухоплавательной школы проводились опытные стрельбы из ружей-пулеметов, установленных на дирижаблях «Лебедь», «Ястреб» и «Альбатрос».

В иностранных армиях воздушная стрельба была практически отработана только в ходе первой мировой войны.

Русский военный изобретатель — летчик прапорщик Рубинский, совместно с Ушаковым и Раковским, разработал и представил в начале 1917 года первый в мире коллиматорный кольцевой стрелковый прицел.

Великая Октябрьская революция дала советскому народу все условия для дальнейшего развития науки, техники и изобретательства. Президент Академии артиллерийских наук Благонравов и другие советские ученые создали стройную систему проектирования автоматического стрелкового оружия и, в частности, авиационного.

Конструктор-новатор В. А. Дегтярев сконструировал, принятый на вооружение в 1928 году, лучший для того времени авиационный пулемет ДА (Дегтярев — авиационный).

Созданная за годы сталинских пятилеток авиационная промышленность дала нашему воздушному флоту лучшие в мире гражданские и военные самолеты. Военные самолеты получили на вооружение первоклассные образцы стрелкового оружия, спроектированного советскими конструкторами.

Боевое применение этого замечательного вооружения основывается на твердом фундаменте теории воздушной стрельбы, разработанной советскими специалистами и учеными.

Наши бомбардировщики, вооруженные отечественными пулеметами и пушками, показали в годы Великой Отечественной войны превосходство советской авиации над авиацией агрессивных стран.

Вот один из многих боевых примеров. 20 января 1945 года, производя доразведку, фронтовой бомбардировщик гвардии лейтенанта Григорьева был атакован  {4}  восемью истребителями «Me-109». Немецкие летчики, как коршуны, набросились с разных направлений на одиночного бомбардировщика. Но советские стрелки зорко наблюдали за воздухом и своевременно на большой дальности заметили противника и подготовились к бою. Враг уже торжествовал, восьмикратное численное превосходство обеспечивало ему «легкую» победу. Но высокие моральные качества членов экипажа, их мастерство и первоклассное вооружение разбили все надежды врага.

Умело маневрируя, лейтенант Григорьев обеспечил штурману и стрелку-радисту возможность непрерывно вести прицельный огонь. Используя маневр, они меткими очередями разили противника. Вот один из гитлеровских истребителей, объятый пламенем, пошел к земле. Другие еще яростнее бросились в атаку. Вскоре второй сбитый истребитель упал на землю, а третий, получив значительные повреждения, вышел из боя.

Этот пример учит, что при хорошо организованном наблюдении и оповещении, при отличной подготовке и умении сочетать маневр с огнем, воздушные стрелки бомбардировщиков, используя мощь современного оружия, могут не только отразить атаки истребителей противника, но и нанести ему большой урон.

Стрельба в воздушном бою резко отличается от стрельбы в наземном бою.

Воздушному стрелку приходится вести огонь по истребителям противника из оружия, установленного на самолете, в условиях, когда и самолет-стрелок и самолет-цель перемещаются с большими скоростями.

Воздушный стрелок перед открытием огня должен прицелиться. Прицеливание слагается из распознавания типа самолета противника и определения его максимальной скорости, из взятия поправки на скорость цели с учетом направления ее движения и из оценки дальности в момент открытия огня. Кроме этого, при стрельбе с борта летящего самолета необходимо учитывать действие скорости полета самолета-стрелка на полет пули. Эту поправку вводят механизмы прицелов автоматически. Поправку на движение цели стрелок вводит глазомерно, используя прицел как масштаб угловой поправки на скорость цели.  {5} 

Современные скорости самолетов ограничивают количество возможных атак одной-двумя. Продолжительность каждой атаки не превосходит нескольких секунд.

Из этого положения вытекает еще одна важная особенность воздушной стрельбы: определение исходных данных для стрельбы и прицеливание должны занимать у стрелка одну-две секунды.

Уверенные, быстрые и грамотные действия при прицеливании и ведении огня вырабатываются у стрелка в результате отличного знания своего оружия, правил прицеливания, а также систематической тренировкой в прицеливании на земле и в воздухе.

Изложению основных элементов стрельбы и боевому применению оружия в воздушном бою и посвящена настоящая книга.










 {6} 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3


Раздел I

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОЗДУШНОЙ СТРЕЛЬБЫ


Глава первая

Полет пули при стрельбе на земле. . . . . . . . . .

7

Явление выстрела. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

Векторы и действия с ними. . . . . . . . . . . . . .

13

Полет пули в безвоздушном пространстве. . . . . . . . . .

15

Полет пули в воздухе. . . . . . . . . . . . . . . . .

19

Устройство нарезов и вращение пули в канале ствола оружия . .

32

Форма траектории пули . . . . . . . . . . . .

33

Угол прицеливания. . . . . . . . . . . . . . . . . .

35


Глава вторая

Стрельба с борта летящего самолета. . . . . . . . . .

43

Влияние собственной скорости при стрельбе с самолета на полет
пули. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

Влияние ветра на полет пули при стрельбе с самолета. . . . .

51

Учет скорости цели при стрельбе с самолета. . . . . . . .

52

Линейное упреждение. . . . . . . . . . . . . . . .

54

Угол упреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . .

58


Глава третья

Прицелы для воздушной стрельбы. . . . . . . . . .

64

Учет понижения траектории и собственной скорости самолета с по-
мощью прицелов. . . . . . . . . . . . . . . . .

64

Взятие упреждения на скорость цели с помощью прицела.

77


Раздел II

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТРЕЛКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ
САМОЛЕТОВ В ВОЗДУШНОМ БОЮ

85


Глава первая

Краткая характеристика истребителей иностранных ВВС . .

85


 {142} 

Глава вторая

Рассеивание выстрелов и вероятность попадания. . . .

91

Закон рассеивания. . . . . . . . . . . . . . . . . .

92

Отклонение центра рассеивания. . . . . . . . . . . . . . .

95

Вероятность попадания и ожидаемое число попаданий. . . . .

96


Глава третья

Пристрелка стрелковых установок . . . . . . . . . . .

99

Проверка пристрелки . . . . . . . . . . . . . . . . .

103


Глава четвертая

Определение исходных данных для прицеливания и стрельбы . .

104

Определение государственной принадлежности и типа самолетов в
воздухе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

105

Определение скорости самолета-цели. . . . . . . . . . . .

106

Определение раккурса самолета-цели. . . . . . . . . . . .

107

Определение дальности до цели. . . . . . . . . . . . .

111


Глава пятая

Правила прицеливания . . . . . . . . . . . . . .

118

Угловой способ прицеливания

118

Фюзеляжный способ прицеливания. . . . . . . . . . . .

120


Глава шестая

Оборонительный воздушный бой. . . . . . . . . . . .

123

Организация наблюдения и оповещения в воздушном бою . . .

124

Прицеливание и ведение огня в воздушном бою. . . . . . .

125

Основные ошибки, допускаемые воздушным стрелком при прицели-
вании, и методы их исправления. . . . . . . . . . . .

128

Корректирование стрельбы, режим огня, маневрирование и огневое
взаимодействие в воздушном бою. . . . . . . . . . . .

132


Глава седьмая

Фотострельба по самолетам в воздухе. . . . . . . . .

136












Редактор Б. Блинов.              Технический редактор П. Дмитриев.


Г31628. Сдано в производство 21/V 1950 г. Подп. к печати 15/XI 1950 г.

Форм.бум.60×901/16 д. л. Объем 4,5 бум.—9 уч. л. Тираж 10000. Зак.906.


Типография МИД СССР


 {143}